Храм Воскресения Словущего

село Шипулино, Клинский округ Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Осенняя Пасха

Автор: Ирина Филиппова

Православные христиане уже привыкли к тому, что светлый праздник Пасхи всегда приходится на раннюю весну: время пробуждения природы самым естественным образом сочетается с Воскресением Христовым, временем обновления душ человеческих, началом новой жизни. Но слова "Осенняя Пасха" у многих людей могут вызвать удивление и сомнение, как и выражение "Воскресение Словущее". А ведь именно такое название носит храм в д. Шипулино, что под Высоковском. И престольный праздник местные прихожане отмечают осенью - 26 сентября.

В преддверии этого дня мы побеседовали с настоятелем храма Воскресения Словущего в д. Шипулино Клинского района священником Димитрием Костиным.

Настоятель храма Воскресения Словущего в д. Шипулино Клинского района священник Димитрий Костин

- Отец Димитрий, что же это за название такое особенное: Воскресение Словущее?

- Название славянское. "Словущее" означает "слывущее", то есть в народе праздник этот слывет Воскресением Христовым. Настоящее же его название, как и название нашего храма: Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Это тот самый храм, где находится Гроб Господень, Голгофа, где был обретен и воздвигнут равноапостольной царицей Еленой Крест Господень. А освящен Иерусалимский храм Воскресения Христова именно 26 сентября 335 года при императоре Константине Великом.

- А когда был построен храм в Шипулино?

- Заложен он был в 1794 году, а окончательно построен в 1800-м. У нас осталась хоругвь 1900 года, так вот на ней надпись: "Сто лет со дня постройки храма".

Храм Воскресения Словущего в д. Шипулино Клинского района

- Почему же в народе его называют не Воскресенским, а Николо-Железовским храмом?

- Никольский придел у нас боковой. Но известно, что святой Николай Угодник особенно почитаем и любим русским народом, и часто случалось, что в народе храмы носили название именно этого святого, хотя главный престол мог быть и другим. А Железовский - потому что протекает здесь река Железовка, по ней раньше даже баржи таскали, а сейчас остался от нее только один маленький ручеек.

- Батюшка, а Вы помните, как начали служить здесь?

- Было это в 1998 году, на Духов День, вскоре после моего рукоположения. Назначен я был вторым священником, под началом протоиерея Павла Покладова, прослужившего в этом храме 25 лет и пользовавшегося большим уважением как у прихожан, так и у духовенства. Всего же стаж его служения составлял около 40 лет, так что у него многому можно было чему поучиться, что я и делал.

- Сейчас много говорят о том, что деревня умирает, на селе в церковь в основном ходят бабушки, когда их не станет - некому будет и в храм ходить. Так ли это? На самом деле, приходят ли в сельские храмы новые люди, молодые верующие?

- Я думаю, сельские приходы не опустеют. Я вижу, как отдельные люди приходят в храм, к Богу. У каждого свой путь. И для нас каждый новый человек - это радость. Пусть их немного, но ведь Церковь никогда и не обращалась к массам, она всегда направляет свой взор, как и Христос, к личности, индивидуальности. И радует то, что многие приходят с серьезными намерениями, осознанно, стремятся ближе узнать свою веру, читают Евангелие, православные книги, начинают ходить в воскресную школу.

- А у Вас на приходе есть воскресная школа?

- Воскресную школу мы сделали в Высоковске. В 2000-м году с Божией помощью появился у нас благотворитель, который помог и с помещением, и с его ремонтом. Теперь здесь разместились и домовый храм в честь святого страстотерпца царевича Алексия, и воскресная школа, и библиотека. В детской группе воскресной школы занимается сейчас около 30 человек. Мы преподаем Священное Писание, знакомим с нравственным богословием, рассказываем о богослужении, о церковных праздниках, немного поем.

- Я знаю, у Вас восемь детей. Удается ли матушке Елене помогать Вам на приходе, или все ее время посвящено дому?

- Без матушки я как без рук. Она много помогает, отвечает и за клирос, и за колокольню, помогает преподавать в воскресной школе, ну и конечно, семья, дом, воспитание детей... Быть женой священника трудно. Но моя матушка, с Божьей помощью, справляется. Старший наш сын в армии, остальные дети уже подросли и помогают по дому.

- В каждом храме есть свои святыни, особо почитаемые иконы. Чем знаменит Ваш храм?

- Храм Воскресения Словущего никогда не закрывался, и духовная жизнь здесь не прекращалась. Конечно, есть у нас и своя святыня - каменный крест, который был обретен неподалеку, на месте старой часовни. Было это еще до революции. Одному крестьянину приснился сон, будто Крест находится в таком месте, где быть ему не положено, и его заливает водой. Оказалось, что он лежал в болоте. Крест обрели, принесли в храм, а он за ночь вернулся на прежнее место. Так было до трех раз. Потом уж его перенесли в храм торжественно, с крестным ходом, с молебном. С тем самых пор постановлением Синода установили местночтимый праздник Кресту Господню в честь этой местной святыни. Празднуется он и по сей день, в первую пятницу Петрова поста по чину Воздвижения.

- А как празднуется у вас престольный праздник?

- В этот день богослужение совершается по Пасхальному чину. Так же как на Пасху открываются Царские Врата, "Да воскреснет Бог…", так же мы поем: "Христос Воскресе". Также на утрени меняются облачения у священника и поется Пасхальный канон. Православный человек ведь и живет от Пасхи до Пасхи, и для него Пасхальная радость - самая радостная! Так что все, кто хочет побывать осенью на Пасхе, еще раз испытать радость Воскресения Христова, - приезжайте к нам в Шипулино 26 сентября.

Фото: Геннадий Алексеев

Опубликовано на сайте «Клин православный» 25 сентября 2009 года — http://www.pravklin.ru/publ/osennjaja_paskha/4-1-0-455.