Храм Воскресения Словущего

село Шипулино, Клинский округ Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии Русской Православной Церкви

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Храм Воскресения Словущего с. Шипулино

Величественное здание храма Воскресения Словущего в селе Шипулино расположено в живописном месте на крутом берегу реки Железовки. Внутреннее убранство церкви поражает всякого входящего в храм. Это и великолепные резные иконостасы (пятиярусный центральный и трехъярусные в приделах), и прекрасные иконы академического письма, и великолепные росписи, некоторые из которых воспроизводят сюжеты васнецовской росписи Владимирского собора в Киеве. Храм не закрывался в годы советской власти, здесь всегда совершалась Божественная литургия.

История каждого храма интересна, она переплетается с историей того храма, где он находится. Не является исключением и история Воскресенской церкви с. Шипулино.

На Николо-Железовском погосте исстари стояли деревянные храмы. Погост получил название от храма и реки Железовки, у которой он находился. Когда-то это была судоходная река, по ней тянули баржи. Сейчас остался лишь маленький ручеек. Рядом с храмом возникла деревня Шипулино, названная по имени одного из первых ее владельцев – дьяка Пушкарского приказа Никифора Шипулина, семье которого она принадлежала в XVII веке.

Первое известное упоминание о храме относится к 1545 году. Тогда, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги наряду с другими церквами Клинского уезда «к Николе на Железовке». В 1662 году в церкви служил «железовский поп Федор», в 1678 году – «Никольский поп Симеон» прим. 1.

В документе 1705 года упоминаются две церкви: «Погост на речке Железовке да на враге, а на погосте церковь Воскресения Христова, другая Николая Чудотворца, деревянные. У церквей поп Алексей Федоров» прим. 2.

Документ 1709 года сообщает, что оба храма – «строение приходских людей, со всякой церковной утварью, на церковной земле» и упоминает второго священника – Алексия Семенова прим. 3.

В 1723 году в Церкви Николая Чудотворца служил священник Иван Алексеев, а в церкви Воскресения Христова – священник Никита Никифоров. В 1774 году упомянуты священники двух приходов Николаевского погоста на Железовке Василий Михайлов и Герасим Васильев прим. 4.

В 1794 году было начато строительство кирпичной церкви Воскресения Словущего *.

* Полное название главного престольного праздника – Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Событие, которое празднуется в этот день, произошло 13 сентября 335 года по Рождестве Христовом. Тогда Собором восточного духовенства в присутствии святого равноапостольного императора Константина был освящен храм, вместивший в себя и место распятия Спасителя, и Гроб Господень, и место, где святой равноапостольной царицей Еленой был обретен Честной Крест Господень. Слово «словущее» можно перевести как «именуемое». Название праздника указывает, что это не Светлое Христово Воскресение и не воскресный день, а особый праздник, который «слывёт» или «именуется» Воскресением, потому что относится к храму Воскресения Христова. По традиции богослужение в престольный праздник в Шипулинском храме совершается Пасхальным чином. Этот праздник называют здесь «Осенней Пасхой».

Храм был построен в 1800—1802 годах на средства прихожан при участии Васильчиковых, владельцев местной усадьбы. В храме хранится хоругвь 1900 года с надписью: «Сто лет со дня постройки храма», а также памятная медная табличка начала XIX века, на которой можно прочитать: «Освятися жертвенник во имя Покрова Пресвятыя Богородицы 1800 года месяца июня 4-го дня. Освятися жертвенник во имя святителя и Чудотворца Николая 1804 года месяца июня 6-го дня. Освятися жертвенник обновления храма Воскресения Христова 1810 года месяца июня 8-го дня».

Трехчастное здание в стиле зрелого классицизма было частично перестроено и расширено в 1903 году по проекту Н.Н. Благовещенского. При этом его конфигурация приобрела крестообразный характер. С севера и юга к основной части храма были пристроены симметричные приделы с гранеными апсидами, в которые были перенесены боковые престолы – справа и слева от главного. Трапезная была значительно удлинена на запад, и первый ярус трехъярусной колокольни вошел в ее объем.

Перестройка храма была связана с быстрым ростом рабочего поселка, возникшего рядом с Высоковской прядильно-ткацкой мануфактурой (а настоящее время г. Высоковск). Чтобы не строить новый храм, было решено расширить ближайшую церковь в Шипулино.

До революции при храме существовала приходская начальная школа, библиотека и богадельня для престарелых и больных.

В 50-х годах XX столетия, в связи с трудностью отопления основной части храма, в трапезной был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, в котором до недавнего времени в зимний период совершалась Божественная литургия.

В 1877 году настоятелем церкви был священник Андрей Самарин, с 1887 года – священник Николай Митропольский, с 1915 года – священник Алексий Другов. Его дочь Наталья вышла замуж за псаломщика Александра Гусева, которого власти несколько раз сажали за веру в тюрьму; в 1938 году он погиб в лагерях. О. Алексия Другова в 1936 году посадили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Коми-Зырянскую автономную область. В 1937 году он умер. В 1936 году был репрессирован староста храма Матвей Тимофеевич. С 1910 по 1928 год в церкви служил протоиерей Александр Георгиевич Любимов. Сохранились воспоминания о том, как о. Александр участвовал в диспуте с наркомом просвещения Луначарским и вышел из него победителем. Из отчета обновленческого лжеепископа Николая известно, что о. Александр отрицательно отнесся к обновленчеству. В 1928 году он был арестован и сослан в Великий Устюг на три года, затем отправлен в Орёл без права выезда. Дом его в Шипулино конфисковали, оставив матушку и девятерых детей на улице. Умер о. Александр в 1937 году.

В 1927 году на приход был назначен диакон Сергий Гусев, сын митрофорного протоиерея. В сентябре 1934 года он был рукоположен во священника к Шипулинской церкви. В 1937 году обвинен в том, что систематически посещал рабочие жилища в г. Высоковске, где якобы вел контрреволюционную агитацию. Арестован 8 октября 1937 года и расстрелян 31 октября того же года на Бутовском полигоне. Реабилитирован в 1957 году. О. Сергий Гусев причислен к лицу новомучеников и исповедников Российских как сщмч. Сергий Высоковский.

Воскресенская церковь славилась своим колокольным звоном. Пожилые люди вспоминают, что звон шипулинских колоколов был слышен даже в Клину. В 1933 году поступило распоряжение властей, в котором говорилось: «Церковный звон напоминает жителям Высоковска о Боге, колокола уничтожить!» Последний раз звонили по смерти настоятеля храма о. Николая Митропольского.

Колокола разбивали прямо на колокольне и сбрасывали вниз, разрушая кровлю. Призыв властей: «Колокола переплавить на трактора» - звучал на всю страну. До наших дней сохранился лишь «язык» самого большого колокола. До сих пор он поражает своими размерами. Приобретение новых колоколов для прихода остается пока только мечтой!

С 1939 по 1945 год в церкви служил протоиерей Иоанн Ковальский.

Богослужение в храме не прерывалось и в годы Великой Отечественной войны. Захватив Высоковск, немцы расстреляли медперсонал больницы, раненых и больных, и сожгли в городском клубе военнопленных. На колокольне церкви фашисты хотели разместить орудие. О. Иоанн, рискуя жизнью, не побоялся пойти в немецкий штаб и убедил офицеров отказаться от их решения.

В 1956 году в сторожке храма был злодейски убит священник Владимир Королёв, в прошлом офицер Советской армии и участник Великой Отечественной войны. За три года своего служения в Шипулино он много успел сделать для благоустройства храма и его территории. О. Владимир устроил в храме водяное отопление, так как после революции калориферное отопление пришло в негодность, и храм отапливался двумя шведскими печками. Яблони, посаженные им, приносят плоды по сей день.

В 1958 году настоятелем храма был назначен о. Василий Бармушкин. Супруга его, матушка Матрона, была его верной помощницей. Она регентовала на клиросе. Две их дочери, Антонина и Валентина, вышли замуж за священников: о. Димитрия Брысаева, 55 лет прослужившего в с. Черкизово рядом с Коломной, и о. Александра, служившего в Коломне. Прошедший сталинские лагеря и служивший во время хрущевских гонений на Церковь, о. Василий остался в памяти прихожан как жизнерадостный и старательный пастырь. Всего он прослужил на приходе 17 лет до самой своей кончины.

В 1960 году на приходе появилась молоденькая девушка Мария Прохорова, которая стала исполнять обязанности псаломщицы. И вот уже более 50 лет Мария Кузьминичны не оставляет вверенный ей «пост», верой и правдой служа на приходе. Все эти годы она несет службу уставщика, псаломщика, регента и помощника по хозяйству. Трудно найти более ответственного человека, чем Мария Кузьминична.

25 лет, с 1975 по 2000 год, настоятелем храма был протоиерей Павел Покладов. О. Павел много сил положил на реставрацию храма. При нем были отреставрированы росписи в летней части храма и поновлён главный пятиярусный иконостас. Сейчас трудно поверить, что еще 25 лет назад главный иконостас был темным из-за копоти, а великолепные фрески в некоторых местах утрачены. О. Павел производил сильное впечатление на людей серьезностью и силой своей веры. Бывало, что после разговора с батюшкой, после очень простых его слов крестились люди, до того от веры весьма далекие.

С 2000 года по настоящее время настоятелем храма является священник Димитрий Костин. Он начал свое служение в Шипулино в 1998 году в качестве второго священника. Его стараниями в Высоковске создан духовно-просветительский центр «Воскресение». В ноябре 2000 года в открытой при центре домовой церкви в честь святого страстотерпца царевича Алексия совершаются богослужения. В центре проводятся занятия воскресной школы для детей и взрослых, устраиваются праздники, работает библиотека.

Взрослые и дети участвуют в паломнических поездках по святым местам, которые организуются в среднем раз в месяц. Многих привлекает возможность помолиться на месте подвига русских святых, помолиться на месте подвига русских святых, поклониться святым мощам и чудотворным иконам, увидеть прекрасные храмы и монастыри Русской земли, познакомиться с ее историей.

О. Димитрий проводит беседы о Православии и с учениками старших классов в общеобразовательных школах города.

Вместе со священником Михаилом Баландиным иерей Димитрий Костин духовно окормляет высоковскую городскую больницу, где с 2005 года действует больничная церковь во имя свт. Луки Симферопольского.

Но центром Православия в Высоковске и окрестных деревнях остается Воскресенская церковь. За последние 10 лет храм очень изменился: засияли золотом кресты, на церкви и сторожке заменили кровлю, купол и шпиль над колокольней покрыли медью. Храм снаружи оштукатурен, покрашен и расписан. Вокруг него сделана отмостка и проложен дренаж. Газовое отопление многое изменило в хозяйственной жизни прихода. Старые окна были заменены на новые, пластиковые. Исчезла сырость, в храме стало значительно теплее. В 2011 году появилась возможность провести отопление в «летнюю» часть церкви, и богослужения в зимнее время впервые за много лет совершаются на главном престоле.

Неоценимый вклад в дело благоукрашения храма внес местный художник А.И. Харламов. За 15 лет кропотливых трудов он отреставрировал многие иконы, спасая их от разрушения, заново прописал практически все фрески. Храм стал светлым и еще более благолепным.

Примечания

1. Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV–XVIII веков. — Клин, 2009. — С. 51.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

Клин православный. — Клин, «Христианская жизнь», 2012. — C. 137—141, 341.