Храм Воскресения Словущего

село Шипулино, Клинский округ Московской епархии Русской Православной Церкви

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Неделю Крестопоклонную

СЛОВО
в Неделю Крестопоклонную

Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Гал. 6, 14

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Животворящий Крест Господень сопутствует христианину во все дни его земной жизни. Крест увенчивает купола наших храмов, крест мы носим на груди, крестным знамением осеняем себя при молитве, да и над могилами удостоившихся христианского погребения возвышается крест — знак надежды на воскресение к жизни вечной.

«Приидите вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство», — воспевает Святая Церковь. Впитав в себя пречистую кровь Спасителя, крест Господень приобрел способность оживотворять, уподобился райскому древу жизни. От одного прикосновения к честному кресту Господню воскресали мертвые. Хранящие в этом мире верность Кресту Христову сподобятся вечной жизни в Царствии Небесном.

Во времена языческие и ветхозаветные крест вызывал у людей лишь ужас. Ибо человеческая жестокость измыслила казнь через распятие на кресте как кару самую позорную и мучительную, предназначенную для совершивших тягчайшие преступления. И эту-то страшную смерть избрал для Себя безгрешный Сын Божий, подвигом Своим величайшим искупивший человечество от рабства греху.

Крест предназначался злодеям, а взошел на него единый Праведный. Даже тень недоброго поступка, нечистой мысли не касалась пресветлой души Иисуса Христа: на позорную казнь шел Он за преступления людей, прошлые и будущие, в страдание Свое вместил Он весь океан страданий рода человеческого. Его земное тело было так же, как наши тела, подвластно боли, а душа Его безмерно острее, чем наши закосневшие в грехе души, ощущала скорбь и поругание. Нам не дано и представить себе горечь той чаши страданий, которую испил Спаситель за бесконечно долгие часы умирания на кресте.

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия, — говорит апостол (1 Кор. 1, 18). Поклоняясь кресту, мы поклоняемся страданиям Сына Божия, храним память о жертвеннике, на котором Любящий Господь ради нашего спасения принес величайшую жертву.

Ныне мы с вами, дорогие о Господе братья и сестры, достигли уже середины Великого поста. В эти дни в православных храмах выносится для поклонения Животворящий Крест — чтобы напомнить, какую безмерную тяжесть перенес Спаситель, Которому мы призваны подражать. Это воспоминание должно помочь нам, немощным и порою ропщущим под бременем поста, воодушевить нас на довершение этого малого, доступного каждому христианину подвига.

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, — говорит Христос (Мк. 8, 34). Великая тяжесть креста Господня не под силу слабому человеку, поэтому Промыслом Божиим каждому из нас уготован свой крест, несоизмеримо более легкий, по силам нашим. Выпадающие нам в жизни трудности и испытания, болезни и утраты должны послужить лишь ко спасению нашему. Принимать их терпеливо и смиренно — это значит нести свой крест. Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Следуя по пути Христову, мы должны отказаться от греховных дел, вести борьбу с греховными побуждениями, ибо те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).

Как человек, руки и ноги которого прибиты ко кресту, не способен ни на какие своевольные действия, так и христианин, распявший плоть свою со страстями и похотями, живет не по греховным побуждениям, а так, как велит ему Господь. Да, тропа эта кажется нашим изнеженным ступням слишком каменистой, однако иные пути ведут в адскую бездну. Духоносный наставник христиан преподобный Исаак Сирин говорит так: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается».

Христиане призваны сораспяться Господу Иисусу, чтобы потом совоскреснуть Ему. Спаситель волей Своей избрал крестный жребий; вот так же и мы должны свободной волей своей прийти к самоограничению в дни Великого поста. Но спросим себя: на что же мы годны, если часто даже от скоромной пищи отказаться не можем? Как тогда противостанем многообразным соблазнам лежащего во зле мира? Как подумать сможем об иных христианских подвигах, высший из которых — жизни своей не пощадить за Христа и ближних?

В памяти нашей времена новомучеников российских, шедших на смерть за веру и могущих вслед за святым апостолом Андреем Первозванным воскликнуть: «О, блаженный кресте! Возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть тобою примет меня Тот, Кто тобою меня спас!». Еще совсем недавно христианин за одно хождение в храм мог подвергнуться унижениям, лишиться работы. А нам, которым ничто подобное не угрожает, кажется тяжек даже крест церковных установлений.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Смиренное несение своего креста дает человеку благодатные силы для отгнания демонов, стяжания чистоты жизни и душевного мира. Поклоняясь кресту Христову не только внешне, но всем сердцем и всею душою, мы становимся наследниками победы Спасителя над злом. По словам святителя Феофана Затворника, «крестом примирено небо с землею, низведен Дух благодати в освящение всех; почему бесы и не могут воззреть на крест: от одного вида бегут, как пред лицом ветра. Крестное знамение есть ограждение верующих и победное оружие на невидимых врагов».

Святой крест дарован нам Господом как могущественная помощь и защита от бед. По лености и греховности своей мы часто просто не в состоянии пользоваться этим победным оружием в невидимой брани. Если бы мы всегда с должной верой и благоговением осеняли себя крестным знамением и прикладывались ко кресту, все бы ныне здравствовали и душой и телом.

Имея такое всесильное духовное оружие, будем же проводить дни поста не в унынии, а в веселии духа, восклицая: «Днесь бывает радость на небеси и на земли, яко Христово знамение миру является крест треблаженный: сей бо предложен быв, источает кланяющимся ему радость приснотекущую и смерть упраздни. Сего ради поклоняемся погребению Твоему и возстанию». Аминь.